Кто из предприятий должен перейти на МСФО в Украине?

С учетом изменений, внесенных Законом №2164 в Закон о бухучете, МСФО для составления финотчетности и консолидированной финотчетности обязательно должны применять еще и:

1) предприятия, представляющим общественный интерес;
2) крупные предприятия, которые отвечают не менее 2-м из следующих критериев:

— балансовая стоимость активов — более 20 млн евро;
— чистый доход от реализации продукции (товаров, работ, услуг) — более 40 млн евро;
— средняя численность работников — более 250 человек;

3) публичные общества, предприятия, осуществляющие деятельность по добыче полезных ископаемых общегосударственного значения.

Согласно новой редакции ч. 1 ст. 12-1 Закона о бухучете финотчетность и консолидированную финансовую отчетность по МСФО составлять:

— предприятия, представляющим общественный интерес;
— публичные акционерные общества;
— предприятия, осуществляющие деятельность по добыче полезных ископаемых общегосударственного значения;
— предприятия, осуществляющие хозяйственную деятельность по видам, перечень которых определяется Кабмином.

Предприятия, осуществляющие хозяйственную деятельность по видам, перечень которых определяется Кабмином:

После вступления в силу Закона №3332 утвердил несколько постановлений по этому поводу — от 30.11.2011 г.. №1223, от 16.01.2013 г.. №29, от 07.11.2013 г.. №820.

Непосредственное применение МСФО для составления финансовой и консолидированной финотчетности предприятия и организации, осуществляющие хозяйственную деятельность по следующим видам:

— предоставление финансовых услуг, кроме страхования и пенсионного обеспечения (группа 64 КВЭД ДК 009: 2010), за исключением деятельности по управлению активами (группа 64.3 КВЭД ДК 009: 2010), а также негосударственное пенсионное обеспечение (группа 65.3 КВЭД ДК 009: 2010) — начиная с 01.01.2013 г .;
— вспомогательная деятельность в сферах финансовых услуг: страхование (группа 66 КВЭД ДК 009: 2010) — начиная с 01.01.2014 г .;
— деятельность по управлению активами (группа 64.3 КВЭД ДК 009: 2010), а также кредитные союзы, согласно этому постановлению, должны применять МСФО с 01.01.2015 г..

Публичные акционерные общества должны были перейти на МСФО еще раньше (или на 01.01.2011 г.., Или на 01.01.2012 г.., По собственному выбору).

Предприятия, представляющим общественный интерес:

— предприятия — эмитенты ценных бумаг, ценные бумаги которых допущены к биржевым торгам;
— банки (уже были на МСФО ранее);
— страховщики (уже были на МСФО ранее);
— негосударственные пенсионные фонды (уже были на МСФО ранее);
— другие финансовые учреждения (кроме других финансовых учреждений и негосударственных пенсионных фондов, относящихся к микропредприятий и малых предприятий) (уже были на МСФО ранее);
— и предприятия, которые в соответствии с настоящим Законом принадлежат к крупным предприятиям.

Предприятия, осуществляющие деятельность по добыче полезных ископаемых общегосударственного значения, — это предприятия, которые осуществляют деятельность:

— по геологическому изучению, в том числе опытно-промышленной разработки, месторождений полезных ископаемых общегосударственного значения;
— и / или добычи полезных ископаемых общегосударственного значения;
— и / или выполнения работ (осуществления деятельности), предусмотренных соглашением о разделе продукции по полезных ископаемых общегосударственного значения;
— и / или транспортировки по трубопроводам (в том числе с целью транзита) углеводородов и химических продуктов.

Итак, с 01.01.2018 г. к тем, кому следует применять МСФО, присоединятся:

— предприятия — эмитенты ценных бумаг, ценные бумаги которых допущены к биржевым торгам;
— предприятия, осуществляющие деятельность по добыче полезных ископаемых общегосударственного значения;
— крупные предприятия (критерии соответствия которым вы можете посмотреть в документе «Класифікація підприємств за Законом №2164-VII (з 1 січня 2018 р.)»).

Кроме этого, с 01.01.2018 г.. Вступают в силу следующие правила:

— МСФО считаются не просто международные стандарты, официально обнародованы на веб-странице Минфина. Они должны быть изложены на государственном (то есть, украинском) языке;
— юрлица должны составлять и представлять финансовую отчетность и консолидированную финансовую отчетность органам государственной власти и другим пользователям по их требованию в порядке, определенном настоящим Законом, на основе таксономии финансовой отчетности по международным стандартам в едином электронном формате, определенном Минфином. При этом таксономия финансовой отчетности — это состав статей и показателей финансовой отчетности и ее элементов, подлежащих раскрытию. Она имеет утверждаться Минфином;
— юрлица, составляют финансовую отчетность и консолидированную финансовую отчетность по МСФО, обязаны обеспечить ведение бухучета в соответствии с учетной политикой по МСФО после оказания первой финансовой отчетности или консолидированной финансовой отчетности по МСФО, что признается в порядке, определенном международными стандартами.

Если дата перехода на МСФО — 01.01.2017 г .:

— в финазвитности в 2018 году приводится сравнительная информация по 2017, трансформирована в соответствии с требованиями МСФО;
— составляется баланс по состоянию на 01.01.2017 г.. По требованиям МСФО;
— для составления предварительной финотчетности и предварительной консолидированной финотчетности по МСФО за 2017 и первой финотчетности и консолидированной финотчетности по МСФО за 2018 применяются МСФО, действующие на 31.12.2018 г.., С учетом исключений, определенных в МСФО 1;
— первая финотчетность и консолидированная финотчетность, составленная по МСФО, по 2018 должна содержать информацию в балансе по состоянию на 01.01.2017 г.., 31.12.2017 г.., 31.12.2018 г.. И отчеты о финансовых результатах, отчета о движении денежных средств, отчеты об изменениях в собственном капитале за 2017 и 2018 годы, соответствующие примечания, в т.ч. сравнительную информацию.

Если дата перехода на МСФО — 01.01.2018 г:

— составляется баланс по состоянию на 01.01.2018 г.. По требованиям П (С) БУ;
— для составления предварительной финотчетности по МСФО за 2018 и первой финотчетности по МСФО за 2019 применяются МСФО, что будут действовать на 31.12.2019 г.., С учетом исключений, определенных в МСФО;
— в финотчетности за отчетные периоды 2018 года приводится сравнительная информация по 2017 (кроме баланса);
— первая финотчетность и консолидированная финотчетность, составленная по МСФО, по 2019 должна содержать информацию в балансе по состоянию на 01.01.2018 г.., 31.12.2018 г.., 31.12.2019 г.. И отчеты о финансовых результатах, отчета о движении денежных средств, отчеты об изменениях в собственном капитале за 2018 и 2019 годы, соответствующие примечания, в т.ч. сравнительную информацию.

Что разницы, возникающие вследствие применения требований МСФО к операциям и событиям при составлении баланса на дату перехода на МСФО, нужно будет отражать в составе нераспределенной прибыли (убытка) или других составляющих собственного капитала.

При этом предприятие раскрывает информацию о влиянии перехода на МСФО на его финансовое состояние, финансовый результат (совокупные доходы) и денежные потоки, как того требует МСФО 1.


ИНТЕРЕСНОЕ



Обсуждение на Facebook