Неофициальная версия бюджета Украины 2014

Опрошенные эксперты, включая депутатов парламента, пока не видели официальную версию проекта закона о госбюджете на следующий год. Хотя согласно Бюджетному кодексу документ должен быть внесен в парламент до 15 сентября 2013 года.

14 сентября 2013 года проект бюджета был зарегистрирован в Раде, никому не показан и тут же отправлен на доработку. Задержку бюджетного процесса власти связывали с необходимостью рассмотрения законопроектов, которые помогут обеспечить дополнительные поступления. Окончательной редакции документа нет до сих пор. Тем не менее, призрак Госбюджета продолжает бродить в медиа-пространстве.

Ряд опрошенных экспертов отказался комментировать параметры госбюджета-2014, ссылаясь на неофициальный характер документа. Другие участники опроса говорят о намеренном затягивании бюджетного процесса, нереалистичных показателях и возможном усилении фискального давления.

Степан Кубив, замглавы комитета парламента по вопросам финансов и банковской деятельности

Опубликованный проект госбюджета выглядит неправдивым. Показатели оторваны от реального состояния экономики, падение которой влияет на доходы госказны, невзирая на усиленное административное давление.

Документ предусматривает доходы госбюджета в 403,038 млрд. грн. (увеличение почти на 9%) и расходы в 443,558 млрд. грн. (рост на 6%). На 2,3 млрд. грн. увеличиваются поступления от местных бюджетов, что нанесет удар по областям.

Рост налоговых отчислений рассчитывают увеличить более чем на 33 млрд. грн., что означает продолжение фискального давления. Проект останавливает нормы Налогового кодекса, согласно которым в 2014 году планировалось снизить НДС с 20% до 17% и налог на прибыль с 21% до 19%. Бюджетное возмещение НДС должно максимально уменьшиться. Пока о векселях в проекте бюджета не говорится, но, скорее всего, в окончательной редакции документа или по мере выполнения бюджета схема запуска векселей будет прописана.

Прожиточный минимум и минимальная зарплата повысятся в июле (до 1250 грн.) и октябре (до 1301 грн.). Минимальная пенсия вырастет к октябрю до 1014 грн.

Принятие нынешней редакции документа повлечет невыполнение требований Бюджетного кодекса относительно долговой безопасности, согласно которым объем государственного и гарантированного долга не может превышать 60% от ВВП.

Александр Паращий, руководитель аналитического департамента инвестиционной компании Concorde Capital

По прогнозам Concorde Capital, доходы центрального бюджета в 2013 году составят около 345 млрд. грн., что на 25 млрд. грн. меньше плановых показателей. В таком случае запланированная на 2014 год доходная часть бюджета на уровне 403 млрд. грн. выглядит очень оптимистично (прирост 16,8%). Для такого увеличения доходов нужна либо двузначная инфляция, либо значительный рост ВВП, что выглядит сомнительно.

В проекте бюджета нет предвыборных щедрот, таких как возврат вкладов Сбербанка СССР. Но обращает внимание оптимистический план получить от приватизации 17 млрд. грн. (за 9 мес. 2013 года — 1 млрд. грн.). В то же время, план по возмещению НДС уменьшен до 44,1 млрд. грн. (59,5 млрд. грн. в 2013 году), что может свидетельствовать о планах использования векселей.

Если документ будет принят в существующем виде, мы получим недовыполнение бюджета, активное выжимание налогов у бизнеса и значительную эмиссионную поддержку от НБУ.

Оксана Продан, первый замглавы парламентского комитета по вопросам налоговой и таможенной политики

Прогноз увеличения доходной части бюджета на фоне снижения производства в течение всего 2013 года выглядит нереалистичным даже при условии увеличения ставок НДС и налога на прибыль вместо снижения, которое с 1 января 2014 года было предусмотрено Налоговым кодексом. То, что в проекте бюджета вместе со снижением плановых поступлений налога на прибыль планируется увеличение поступлений от налога на добавленную стоимость, говорит о том, что возмещать НДС деньгами государство не планирует. Максимум, на который придется рассчитывать, —  векселя.

Проект госбюджета предполагает новые обязательства для физлиц-плательщиков единого налога. Так, при продаже ранее ввезенных в Украину товаров ряда групп по УКТВЭД (классификатору товаров — ред.) им придется вести книгу учета доходов и расходов и применять регистраторы расчетных операций (кассовые аппараты — ред.). Кроме этого, предполагается обязать субъектов хозяйствования вести учет товарных запасов этих же групп, ввезенных после 1 января 2014 года, с обязательным наличием копии таможенной декларации. По сути, подобные нормы направлены на уничтожение упрощенной системы налогообложения в сфере торговли многими импортными товарами широкого потребления.

Думаю, что правительство понимает несостоятельность проекта госбюджета, и поэтому заявляет о том, что раньше ноября не внесет его в парламент.

Олег Устенко, исполнительный директор Международного фонда Блейзера

В госбюджете на 2014 год есть параметры, которые не дают принять документ уже сейчас. Во-первых, остается открытым вопрос о сотрудничестве с Международным валютным фондом, который требует снижения дефицита бюджета до 2-3% ВВП. Во-вторых, все еще непонятно, состоится ли снижение налогов на прибыль и добавленную стоимость, от чего готовы отказаться из-за высоких рисков в краткосрочной перспективе. В-третьих, пока неясно, будет ли подписано в ноябре 2013 года соглашение об ассоциации с ЕС. В случае положительного решения доходная часть бюджета увеличится за счет получения $800 млн. финансовой помощи от ЕС. Но при этом изменится расходная часть за счет капитальных инвестиций на приведение отечественных технических стандартов в соответствие с требованиями ЕС. Также, в случае подписания соглашения с ЕС, введение новых торговых барьеров со стороны РФ может негативно отразиться на состоянии экспортеров и доходах бюджета.

Названные факторы не дают возможности внести проект госбюджета в парламент ранее конца ноября. Поэтому недавно обнародованный документ в любом случае является промежуточным

Василий Юрчишин, директор экономических программ Центра Разумкова

Проект, обнародованный в СМИ, выглядит излишне оптимистичным, даже с учетом снижения макропоказателей, на которых он базируется, в сравнении с предыдущей версией. Но вместе с бюджетом должен подаваться план развития экономики на ближайший год, основы денежно-кредитной политики с анализом выполнения бюджета за текущий год и др. Ничего из этого правительство не сделало. В этом контексте любые показатели госбюджета не могут являться предметом для серьезного анализа и контроля.

Правительство уже нарушило все законодательные нормы, касающиеся представления госбюджета, и при этом продолжает рассуждать о необходимости принятия дополнительных норм для расширения налогов, что также является откровенным нарушением закона. Правительство сознательно идет на нарушение бюджетного процесса. Создается ощущение, что пока никто не утруждает себя формированием целостного документа.

Показатели обнародованного проекта госбюджета говорят об усилении фискального давления, что является недопустимым в условиях стагнации. В такой ситуации все страны смягчают налоговую политику. У нас же можно ожидать урезания льгот по НДС.

Источник: ЛІГА.блоги


Компания «Территория Бухучета» оказывает профессиональные услуги в области налогового учета в Москве: http://tby.ru/auditorskie-uslugi/nalogovyj-audit