Применение МСФО в Европе

Публичные компании

В целях реализации «Стратегии подготовки финансовой отчетности», принятой ЕК в июне 2000 года, в 2002 году ЕС одобрил Положение по ведению бухгалтерского учета, в соответствии с которым все компании из стран ЕС, зарегистрированные на биржах (всего около 8000 компаний), должны соблюдать требования МСФО при подготовке консолидированной финансовой отчетности, начиная с 2005 года. Требования о применении МСФО распространяются на 27 членов- участников Евросоюза и три страны Европейской экономической зоны. МСФО также применяется большинством крупных компаний Швейцарии (которая не является членом ЕС или ЕЭЗ). Компании, не являющиеся членами ЕС, чьи акции торгуются на регулируемом рынке ЕС, должны готовить финансовую отчетность в соответствии с МСФО, принятыми в ЕС, либо в соответствии с МСФО, выпущенными КМСФО, либо ОПБУ, признанные ЕК как эквивалент МСФО. К этой категории также относятся компании из юрисдикций, которые уже приняли МСФО в качестве своих локальных ОПБУ, и компании, проаудированная финансовая отчетность которых полностью соответствует МСФО. В июле 2012 года ОПБУ США, Японии, Канады, Китая и Южной Кореи были признаны в качестве эквивалентов МСФО, и возможность использования финансовой отчетности, подготовленной в соответствии с ОПБУ Индии, была одобрена на переходный период, заканчивающийся 31 декабря 2014 года.

Непубличные компании и отдельная финансовая отчетность

Страны ЕС могут распространять требование о применении МСФО на компании, ценные бумаги которых не обращаются на бирже, и на отдельную (т.е. неконсолидированную) отчетность. Почти все страны ЕС разрешают непубличным компаниям использовать МСФО для подготовки консолидированной отчетности, и некоторые страны ЕС– для подготовки отдельной отчетности.

Утверждение МСФО для использования в Европе

В соответствии с Положением ЕС по бухгалтерскому учету МСФО должны быть по отдельности одобрены для использования в Европе. Процесс одобрения включает следующие этапы:

• ЕС переводит МСФО на все европейские языки;

• Европейская консультативная группа по вопросам финансовой отчетности предприятий негосударственного сектора (EFRAG), предоставляет ЕК свои рекомендации по одобрению;

• Комитет Европейской Комиссии по регулированию бухгалтерского учета (КЕКРБУ) дает рекомендацию по одобрению МСФО; и

• ЕК предоставляет предложение по одобрению стандарта(-ов) Европейскому парламенту и Совету ЕС, в состав которого входят представители 27 государств, входящих в ЕС. Оба института не должны отклонить (или в некоторых случаях должны одобрить) предложение в течение трех месяцев, в противном случае оно отправляется обратно в ЕК для дальнейшего рассмотрения.

По состоянию на конец июня 2012 года ЕК проголосовала за принятие всех МСФО и Разъяснений, за исключением следующих моментов:

• Принятие МСФО (IFRS) 9 было отложено.

• Принятие МСФО (IFRS) 10, 11, 12 и 13 и КРМСФО (IFRIC) 20 ожидается в четвертом квартале 2012 года. КЕКРБУ проголосовал за применение МСФО (IFRS) 10-12, МСФО (IAS) 27 и МСФО (IAS) 28 c 1 января 2014 года.

• Принятие Улучшений МСФО (2009-2011 годов) ожидается в первом квартале 2013 года.

Контроль за надлежащим применением МСФО в Европе

Европейские рынки ценных бумаг регулируются отдельными государствами-членами ЕС. Тем не менее, уполномоченные органы ЕС несут ответственность за надлежащее применение правил, относящихся к финансовому сектору, с целью сохранения финансовой стабильности и обеспечения надежности европейской финансовой системы в целом, а также надежной защиты потребителей финансовых услуг.

Начиная с 1 января 2011 года ранее существовавшие группы регуляторов банков, органов страхового надзора и ценных бумаг ЕС были заменены следующими уполномоченными органами на уровне ЕС: Европейский орган банковского надзора (EBA), Европейский регулятор по ценным бумагам и рынкам (ESMA) и Европейский орган страхового и пенсионного надзора (EIOPA). Европейский парламент и Совет ЕС делегировали этим органам полномочия по разработке (в рамках их компетенции) проектов стандартов регулирования, которые могут быть приняты ЕК для использования по всему ЕС. ЕК должна передавать все предложенные стандарты регулирования для утверждения Европейскому парламенту и Совету ЕС. Уполномоченные органы также вправе отменять национальные решения, которые не соответствуют положениям ЕС.

Европейский совет по системным рискам (ESRB) осуществляет контроль и проводит оценку потенциальных угроз финансовой стабильности, возникающих в результате макроэкономических событий и развития финансовой системы.

Перечень положений ЕС включает:

• Стандарты, утвержденные Европейским Комитетом регуляторов ценных бумаг (CESR) – консорциумом национальных регуляторов (предшественник ESMA). Стандарт № 1 «Контроль за применением стандартов финансовой отчетности в Европе» включает 21 обобщенный принцип, который должен использоваться странами ЕС при применении МСФО. Стандарт № 2 «Координация деятельности по контролю» дает практическое руководство по применению стандарта №1. Данные стандарты остаются в силе.

• Директива по проведению обязательного аудита годовой и консолидированной бухгалтерской отчетности, опубликованная в сентябре 2006 года. Новая версия Директивы заменила 8-ю и внесла поправки в 4-ю и 7-ю Директивы. Кроме того, эта Директива утвердила применение Международных стандартов аудита в странах ЕС и обязала страны-участники создать органы по надзору за аудиторской деятельностью.

• Поправки к директивам ЕС, устанавливающие коллективную ответственность членов совета директоров за достоверность финансовой отчетности компаний.

В январе 2011 года ЕК приняла первое решение о признании эквивалентности систем аудиторского надзора в 10 странах, не входящих в ЕС. Данное решение позволяет сделать более эффективным сотрудничество между государствами-членами ЕС и данными странами, обеспечив возможность взаимно полагаться на результаты проверок аудиторских фирм соответствующих стран. Страны, чьи системы признаны эквивалентными, включают Австралию, Канаду, Китай, Хорватию, Японию, Сингапур, Южную Африку, Южную Корею, Швейцарию и США.