Реформа глобальной финансовой системы

Готовясь к предстоящему саммиту G20 в Санкт-Петербурге, Совет по финансовой стабильности (Financial Stability Board, FSB) подготовил не один, а сразу несколько отчетов, которые затрагивают в том числе и такую важную тему как реформа глобальной финансовой системы, инициированная G20 в 2008 году. Мало для кого остается секретом, что реализация этой программы сталкивается с трудностями и не укладывается в запланированные сроки.

В письме (смотрите приложение к данной статье) лидерам G20, сопровождающем некоторые отчеты, председатель FSB Марк Карни (Mark Carney) оценивает достигнутый за последние годы прогресс и остающиеся нерешенными проблемы, которым лидеры G20 должны уделить свое внимание в первую очередь. Он делает три основных вывода.

Во-первых, членам Совета по финансовой стабильности удалось значительным образом скорректировать ошибки, приведшие когда-то к финансовому кризису. Во-вторых, работа по этому направлению еще далека от завершения, и очень важно, чтобы «Большая Двадцатка» оставалась приверженной прежнему курсу. И в-третьих, ответ G20 будет прежним: он будет диктовать открытость глобальной финансовой системы, что должно обеспечить силу и устойчивость мирового экономического роста.

Глобальную конвергенцию стандартов финансовой отчетности глава FSB рассматривает среди вещей, которых пока, к сожалению, не удалось добиться. Хотя в отчетах признается, что некоторые совместные проекты были успешно завершены, а по другим удалось добиться значительного прогресса, два из них можно обособить и рассматривать отдельно. Это стандарт по страховым контрактам и стандарт по обесценению кредитов. Рассматривать отдельно их стоит хотя бы потому, что здесь конвергенция практически зашла в тупик.

Отсутствие конкретных норм относительно величины налога в рассматриваемом сегменте не снимает ответственность с трейдеров — Форекс и налоги

Хотя IASB и FASB последовали рекомендациям Совета по финансовой стабильности разработать такую модель обесценения, которая включала бы в себя более широкую информацию и признавала бы потери на более ранних стадиях, два разработчика представили две разные модели оценки ожидаемых потерь. По признанию главы FSB, они до сих пор ведут обсуждения с обоими разработчиками, не оставляя надежды, что в конце концов удастся прийти к консенсусу и создать единый стандарт учета в этой очень важной области.

Что касается страховых контрактов, то здесь IASB и FASB также активно работали вместе в течение долгого времени, но в результате пришли к разным точкам зрения на некоторые важные вопросы. И снова это привело к публикации двух разных промежуточных вариантов. Мировых разработчиков призывают найти консенсус, но при этом в письме отмечается, что препятствия на пути к этому преодолеть будет непросто.

Стоит напомнить, что G20 призывала двух главных мировых разработчиков завершить конвергенцию к концу 2013 года. Оба совета должны будут отчитаться перед FSB в ноябре.

В контексте реформы глобальной финансовой системы Совет по финансовой стабильности также сообщает о результатах работы своей Рабочей группы по улучшенным раскрытиям (Enhanced Disclosure Task Force – EDTF), которая, напомним, была сформирована в 2012 году и уже в октябре представила свои рекомендации – правильно, по улучшению качества раскрытий. А первый отчет по достигнутым практическим результатам увидел свет совсем недавно – в конце августа.

Также в ноябре 2012 г. Совет попросили провести диагностику того, какие факторы, по их мнению, оказывают наибольшее влияние на долгосрочные инвестиционные решения. Среди факторов, которые рассматривались в этом контексте, были действующие и ожидаемые к принятию бухгалтерские правила. Один из сделанных выводов гласит, что правила финансовой отчетности иногда оказывают влияние на поведение (т.е. принятие решений), причем есть свидетельства, что во многих случаях это ведет к недальновидности инвесторов.